Этих немецких собак, происхождение которых теряется в неолитической тьме, давно с успехом выполняющих многие полезные функции, в настоящее время можно было бы подразделить на четыре породы - средний, карликовый, очень редкий аффен-пинчер и австрийский пинчер. Их знают гораздо меньше, чем выделившегося из их числа добермана. Но награждённые тем же стальным характером, они более приспособлены к жизни в обществе, сохраняют при этом ярко выраженные особые качества, сделавшие из них в прошлом веке любимцев, известных не только на Рейне. Не как сегодня, конечно, когда средние и карликовые пинчеры больше распространены во Франции, чем у себя на родине.
Первое упоминание об этой породе восходит к 1471 году. Пинчер служил спутником в дороге кучерам дилижансов в Европе и помогал присматривать за лошадьми. В те далёкие времена эта собака была достаточно распространена в Германии, но очень редко встречалась во Франции. Некоторые иллюстрированные источники истории эпохи Возрождения и периода барокко, дают нам представление о внешнем виде пинчеров тех лет, известных также как "грифоны конюшни", и получивших широкое признание своих рабочих и "компанейских" качеств вплоть до Версальского Двора. Изображения этих собак можно встретить на полотнах, принадлежащих кисти таких известных мастеров, как Жан Брейгель, Альберт Дюрер и Карл Верне.
Гроза конюшни... Сегодня это звучит курьезно. Но из вышеуказанных источников следует, что пинчеры - излюбленные помощники кучеров и возчиков. Эти небольшие собачки весь день неутомимо бегут рядом с повозкой, бдительно охраняя имущество, лошадей и самого хозяина от посягательств недружелюбных встречных собак и враждебно настроенных прохожих. На привалах подстилкой им служит солома, которую они делят с лошадьми. Но во всём своём блеске они предстают, выступая избавителями конюшни от грызунов, которыми она традиционно кишит.
Есть гипотеза о существовании родственной связи между пинчерами и скандинавскими породами собак. В прошлом веке профессора Штудер и Рудимейер, действительно, ссылались на то, что наблюдается определенное сходство в строении между пинчером и остальными псами знаменитых "Собак торфяников" или "Сanis Palustres", открытыми на берегах Балтики и в озерной местности Швейцарии (3000 лет до Рождества Христова). Но достоверными представляются сведения о том, что порода сформировалась в районе Вюртемберга. Этот тип собак был там более всего распространен до начала целенаправленной селекции. В сердце этой обширной провинции, пинчер, на самом деле, фигурирует как универсальная собака, сторож на ферме, гроза грызунов, при случае охотник. Это "rattenfarger", немецкий эквивалент собаки-крысоловки, от которой почти не требовалось никакого особого экстерьера. Даже точно неизвестно в какой момент её стали называть пинчером. В конце прошлого века профессор Рёдингер предположил, что это слово происходит из английского "to pinch", что значит "ущипнуть", "схватить", что указывает на отличную охотничью хватку. Но поскольку английский принадлежит к германской языковой группе, то остается вероятность, что этимология данного слова восходит к старонемецкому. В любом случае почти нет подтверждения встречающейся гипотезы о том, что порода имеет английское происхождение.
Разновидности пинчеров в XIX веке. Из области, их породившей, пинчеры переселились в герцогства Баден и Бавария, на север Швейцарии, в Эльзас и даже в Голландию. В XIX веке они прославились своим умом и неприхотливостью, которая вошла в пословицы. Художники-анималисты Бунгарц и Штребель охотно изображают их на своих полотнах, а первыми из немецких писателей о пинчерах писали Теодор Гётц и Г.Г. Райхенбах, которые описывали пинчеров как сильных при всей стройности собак, любящих поиграть и очень подвижных. Их уши и хвост уже купированы. Шея, кажется, не такая длинная и более широкая, чем в наши дни. Если и есть какая-то гладкошерстная разновидность черного цвета с коричневыми подпалинами, то она теряется во множестве других разновидностей разных окрасов и фактуры шерсти. Тогда рост цвергпинчера составлял, в частности, от 35 до 40 см. Хотя эта собака и была чрезвычайно распространена в начале XIX века, но до настоящего времени как таковая не сохранилась. Что касается оттенков, то они очень разнообразны - рыжеватый, серый, коричневый, черный с подпалинами. Все они более или менее с присутствием белого, но белые пятна уже не так ценятся. Жесткошерстная разновидность в конце века получит название ШНАУЦЕРЫ - по усам, украшающим участок ото лба до ноздрей. "Schnauze" означает "морда" по-немецки. Таким образом, пинчер в изначальном своем виде представлял собой собаку среднего роста, размер которой находился в пределах от 45 до 50 см в холке. Но нельзя, собственно, говорить о создании очень крупной разновидности собаки, подобной ризеншнауцеру, скорее речь идет о стандартном пинчере. Мутации, характеризующие крупные изменения, имевшие место в генофонде породы, могли, тем не менее, привести и к созданию менее крупных разновидностей. Таких, например, как карликовые гладкошерстные пинчеры или ZWERG-пинчеры, которые упоминаются с 1836 года в Мекленбурге.
Вторая половина XIX века знаменует собой начало целенаправленной селекции. Первая выставка собак в Германии прошла в Ганновере в 1878 году, в 1900 году аналогичная выставка организуется в Штутгарте, где выставляются карликовые породы. Первый официальный стандарт породы пинчер составлен в 1880 году Ричардом Штребелем. Пинчер-клуб основывается в 1895 году Жозефом Берта, который и возглавил его. Он поставил своей задачей разделение многочисленных разновидностей пинчеров на отдельные породы. Таким образом, проводятся резкие различия между жесткошерстной и гладкошерстной категориями собак. Именно на этом этапе за жесткошерстными пинчерами закрепляется новое название - "шнауцеры". Этой разновидностью пинчеров начинает заниматься сразу несколько энтузиастов, что и обусловило более быстрое их развитие в отдельную самостоятельную породу. Что касается особенностей экстерьера, то предпочтение отдается прямой спине и узкой голове. В начале XX века обнаруживается, что большинство гладкошерстных пинчеров составляют желтые или же серовато-желтоватые, некоторое количество черных с подпалинами и очень мало рыжих. Таким образом, стандарт Штребеля того времени благополучно опускает RЕХ-пинчеров (красного оттенка (цвета оленя) вначале самого распространенного из всех, от которого пошел черный с подпалинами). Как ни странно, но пинчеры чёрно-подпалого окраса после того, как получили всеобщее признание, были заподозрены в том, что своей внешностью они обязаны некоторой примеси кровей английского терьера. И Жозеф Берта, приходит к мысли, что следует выделить коричнево-красноватую разновидность.
Такого рода колебания и сомнения не способствуют популярности породы в Германии. Пинчеры с каждым днем все больше и больше теряют в цене по мере того, как устаревает конная тяга, с которой они тесно связаны. Следует также отметить, что уже в начале селекции пинчер фигурирует как слишком "банальная" собака, чтобы была необходимость заботиться о сохранении этой породы. Число гладкошерстных средних пинчеров мало помалу сходит на нет в Германии - 25 наименований клубов в период между двумя войнами, а после второй мировой войны они на грани исчезновения.
В 1958 году заводчик ризеншнауцеров Вернер Юнг начинает заниматься этой разновидностью породы. Вскоре за ним последует Жан Пфистер, заводчик из Швейцарии, где порода известна ещё с 1880-х годов. Последний в качестве основы разведения использует средние разновидности, произошедшие от шнауцеров с проседью.
Карликовый пинчер познал куда меньше превратностей судьбы, так как с начала ХХ века он становится собакой городской среды. Эрнест Книсс из Лейпцига с самого начала возглавляет разведение карликовых пинчеров. Между 1900 и 1920-ми годами, они появились в США, став даже одной из первых разновидностей немецких собак, которые там прижились. Вторая мировая война нанесет очевидный урон немецкому поголовью. Во Франции порода была представлена на первой выставке собак, которая проходила в 1863 году в Булонском лесу. Французская Племенная Книга открывается в 1885 году. Первый пинчер записан там как "гладкошерстный терьер из конюшни", он с белым пятном у горла. В 1903 году согласно новой номенклатуре во второй группе присутствует "пинчер", но в 1905 году первый карликовый пинчер зарегистрирован как "немецкий гладкошерстный терьер".
Г-н Менанс де Корре является одним из первых заводчиков (с приставкой "де Траве"), равно как и баронесса де Ваттевиль, за которыми следует целая плеяда, роскошная плеяда любителей-аристократов, основавших Французский Клуб Пинчеров в 1928 году. После второй мировой войны разведение породы вновь бурно возобновляется в Эльзасе. Начиная с 50-х годов Жан-Мари Лёкути (питомник с приставкой "де Рейнваль") много сделал для распространения обеих разновидностей пинчера как карликового, так и среднего, ему мы обязаны нынешним лидирующими позициями французских заводчиков собак.
Принято думать, говоря о множестве пород собак-охранников, что это собаки "с характером". Несмотря на скромные габариты, которые отводят этой собаке роль украшения общества, никакая другая служба не подходит пинчеру больше (включая и карликовую его разновидность). Впрочем, это собака, как мы убедились, чей темперамент выкован в довольно жестких условиях жизни.
Несмотря на то, что явно не составит труда обнаружить определенные личностные различия у разных особей любой породы собак, девочки-пинчеры, как и мальчики, откровенно стремятся к лидерству. Карликовый пинчер все-таки больше позволяет манипулировать собой. Преданность человеку - его основная черта, что делает пинчера приятным спутником, и заводчики всячески настаивают на этом как на абсолютной необходимости. Эта собака ждет от своего хозяина, чтобы он чётко руководил ею, иначе она тут же без колебаний возьмет руководство на себя со всеми вытекающими отсюда последствиями. Это чертовки, а не собаки, они как-то особенно наблюдательны, и природой им дана большая живость воображения. Но если эта необходимая выучка будет проведена правильно, то пинчеры выкажут полное подчинение, будут благодушны с детьми, будут отзываться на зов и выполнять команду "к ноге". Если некоторые карликовые пинчеры проявят определенную "болтливость", то будет легко вернуть их к норме. Несмотря на свой несколько "мужской" темперамент, отношения между собаками, включая отношения между мальчиками, не составят проблемы. При этом хозяину важно уяснить для себя, что они подчиняются строгой иерархии. Если вы держите несколько собак, то следует уделять больше внимания главным мальчику и девочке для того, чтобы заставить прочих подчиняться и приветствовать гармонию, достигнутую в группе, которая к тому же может оказаться развеселой.
Карликовый пинчер, как и средний пинчер, остаётся очень игривым вплоть до преклонных лет. И тот, и другой к тому же очень быстро становятся самим воплощением Ловкости. В ходе поисков сторожевой собаки выбор далеко не сразу падет на среднего пинчера. Однако его компетенция в этой области совершенно изумительна. Сторожевой инстинкт проявляется у щенков уже к четырем месяцем. Никакой незваный гость не может проникнуть в дом, который находится под защитой пинчера. Когда к вам приходят гости, он дерзко предстает перед ними, лаем выражая свое неодобрение, не выказывая дружелюбия ни к кому, за исключением своих, которых хорошо знает. Карликовый пинчер такой же хороший сторож, как и остальные пинчеры, пусть даже его габариты прямо на это не указывают. Если кто-то просто пристально посмотрит в глаза карликового пинчера, запертого в выставочной клетке, что по собачьим понятиям равносильно вызову на поединок, то получит такой отпор со стороны этого мехового комочка, какой не скоро позабудешь!
Собаки-крысоловы… Пинчеры скорее являются ими в душе. Они сохранили все свои ценные качества в этой области, и всюду, где проходит их путь, крысы и мыши трепещут перед ними. Даже карликовый пинчер, употребит все свои силы, чтобы провести самую основательную очистку территории от крыс. В общем-то, они не такие уж неисправимые землекопы, но охотничий пыл иногда может толкать их на выкапывание нор в саду, и тогда, если они почуют подозрительный запах - берегитесь кроты! К тому же пинчеры никакие, в сущности, не бегуны. Им хватает и небольшой пробежки вокруг дома, чтобы "избавить его от всякой опасности".